Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Школьный музей

Информация о школьном Музее Боевой Славы

338 стрелковой Неманской Краснознаменной дивизии


Краткая историческая справка

Музей Боевой Славы 338 стрелковой Неманской Краснознаменной дивизии открыт 9 мая 1975 года в результате краеведческой и туристической работы учащихся и педагогов школы.

В основу создания музея легли материалы и экспонаты, собранные на местах боев 338 СНКД, и воспоминания фронтовиков. Статус Школьного Музея Боевой Славы получил 24 сентября 1986 года за большую поисково-исследовательскую работу, создание интересных экспозиций.

У истоков музея были участники Великой Отечественной войны: первый директор школы Матрунецкий Г.Г. и военрук школы Миронов А.И.

По предложению Евсеевой М.М., председателя совета ветеранов 338 СНКД, началась большая поисковая работа по изучению боевого пути 338 дивизии. Возглавил эту работу учитель истории Васюнин П.В. (ежегодные встречи с ветеранами дивизии в школе, в Москве, Рязани, Калуге, в с. Бессоновка, с. Износки; переписка с ветеранами, фото и видеосъемка, воспоминания ветеранов, выезд на места боев дивизии и проч.).     

Поисковый материал о 338 СНКД обобщён и опубликован в брошюре Васюнина П.В. «Боевой путь 338 стрелковой Неманской Краснознамённой дивизии, сформированной в 1941 году на Пензенской земле».

В настоящее время ведется активная переписка с членами семей ветеранов дивизии, которые предоставляют в дар музею ценнейшие материалы: фото, военную и послевоенную переписку участников боевых сражений, личные вещи участников войны.

В 1990 году, к 45-летию Победы, на основе богатейшего поискового материала оформлена новая экспозиция - «Боевой путь 338 стрелковой Неманской Краснознаменной дивизии».

В результате поисковой работы в музее открывались новые экспозиции:

·       к 50- летию Победы - «Пенза – важнейший эвакуационный пункт страны»;

·       к 55- летию Победы - «Пенза и пензенцы в годы Великой Отечественной войны»;

·       к 60- летию Победы - «От постовца до офицера»;

·       к 65- летию Победы - «Эхо новых войн и современное вооружение»;

·       к 70- летию Победы - «Воины-интернационалисты – выпускники школы»;

·       к 75- летию Победы - полная реконструкция музея, обновление стендов и

       экспозиций, посвященных Пензе и пензенцам в годы ВОВ.

В настоящее время музей продолжает развиваться, готовятся новые экспозиции.

Музей сегодня - этот комплекс, состоящий из 3 залов:

1.Мемориальная комната.

2. Зал Боевой Славы 338 СКНД.

3. От постовца до офицера.

Школьный Музей Боевой Славы является центром гражданско-патриотического воспитания молодёжи школы и центром реализации школьной Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся «Мой край - мое Отечество» на 2016-2021 гг., координирует деятельность образовательного процесса, обобщает и распространяет опыт работы по патриотическому воспитанию, планирует свою деятельность в соответствие с данной программой. Музей работает по перспективному плану гражданско-патриотического воспитания школьников. На базе музея ежегодно работают школьные кружки и объединения внеурочной деятельности: «Я - патриот», «Наследие», реализуются курсы «Моя малая родина», «Юный экскурсовод». Каждый учитель-предметник или педагог дополнительного образования имеет возможность проведения своих уроков или занятий с использованием ресурсов музея.


Показатели эффективности, динамики роста активности обучающихся МБОУ СОШ № 31 г. Пензы представлены в таблице:

Индикатор

2017-2018 уч.г.

2018-2019 уч.г.

2019-2020 уч.г.

Доля учащихся, участвующих в КТД, акциях и делах гражданско-патриотической направленности, по отношению к общему количеству учащихся (%)

55,6

57,3

66,2

Доля учащихся, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по  гражданско-патриотическому воспитанию, по  отношению к общему количеству учащихся (%)

63,4

77,7

89

Доля учащихся, занимающихся в системе дополнительного образования школы в кружках и объединениях гражданско-патриотической направленности, занимающихся внеурочной деятельностью, по  отношению к общему количеству учащихся (%).

61,7

62,2

64%

Количество проведенных экскурсий на базе музея и человек, посетивших музей.

46/645

62/991

62/750

 

Направления деятельности музея и его функции

Направлениями деятельности музея являются:

· Фондовая деятельность (создание оптимальных условий для сбора, сохранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры).

· Экспозиционная деятельность (цель которой - демонстрация музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с современными принципами художественных решений и исторической хронологии).

· Культурно-образовательная деятельность (к числу базовых форм которой относится проведение экскурсий, лекций, консультаций, семинаров, конференций, заседаний, кружков, круглых столов, конкурсов (олимпиад, викторин), встреч с интересными людьми, концертов (литературно-музыкальных композиций, театрализованных представлений, видеосеансов, праздников, исторических игр, а также участие в демонстрациях, шествиях, митингах при праздновании Дней воинской славы и др.).

· Поисково-исследовательская деятельность (главная задача музея состоит не просто в пополнении исторических знаний, а в привитии навыков самостоятельного исторического мышления различным по уровню образования категориям посетителей. Музей является местом, где ученик не только приобретает знания, но воспринимает накопленный исторический опыт, усваивает эстетические ценности, т. е. получает идейные и эмоциональные импульсы).

· Туристско-краеведческая деятельность (создание оптимальных условий для сбора информации и музейных экспонатов, знакомство с родным краем).

· Развитие детского самоуправления (подразумевает социализацию учащихся, т.е. включение учащихся в социально-значимую среду посредством развития у них организаторских, ораторских, творческих и других способностей).

Функции музея:

· научно-документационная функция – музей предназначен для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества;

· охранная функция выражается в осуществлении хранения музейных ценностей, которое достигается путем постоянного ухода за ними: правильного размещения в залах, организации охраны и их реставрации. Все культурно-исторические ценности должны быть сохранены для общества и передачи последующим поколениям;

· поисково-исследовательская функция. Под исследованием понимается особая форма деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми учащиеся прежде не располагали. В центре внимания всей исследовательской деятельности находятся музейные предметы и исторические факты.

Изучение музейных предметов и собрания в целом играет решающую роль в непрерывном развитии музея, в постоянном повышении эффективности его работы. Не достаточно просто увеличить фонды в количественном отношении. Предметы должны быть подготовлены к использованию. Результатом может быть приобретение новых знаний, которые фиксируются в учетных документах.

 Условия работы

Руководство деятельностью музея

Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по школе. Основным  направлением его работы является создание культурно-образовательной среды в системе дополнительного образования школьников, способствующей формированию гражданско-патриотических качеств, расширению исторического кругозора и воспитанию познавательных  интересов и способностей, овладению навыками экскурсионной, поисковой и исследовательской деятельности.

Совет музея

Совет музея осуществляет текущую работу по перспективному и календарному плану.

В функционал Совета музея входит:

  • Организация месячника и декад музея;
  • Подготовка культурно-образовательных мероприятий;
  • Осуществление связи со СМИ, учреждениями и организациями;
  • Организация акций «Ветераны живут рядом»;
  • Развитие ученического самоуправления;
  • Планирование, организация, проведение торжественных традиционных встреч и других мероприятий музея с ветеранами и жителями микрорайона школы;
  • Активизация поисково-краеведческой работы классных коллективов в пополнении музейного фонда.

    Целенаправленная и слаженная работа Совета музея и его рабочих групп по объединению всех компонентов образовательной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания и всех участников образовательных отношений ведёт к совершенствованию деятельности музея и его планомерному развитию.

Роль Музея Боевой Славы в системе гражданско-патриотического воспитания

Школьный музей реализует комплексно-целевую программу гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Мой край-мое Отечество».

В музее проводятся уроки истории, обществознания, краеведения, литературы, искусства, кружковые занятия и занятия внеурочной деятельности, классные часы, встречи и экскурсии для учащихся и гостей школы Проведение уроков, внеурочных и внешкольных мероприятий способствует созданию системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

С самого начала музей стал базой гражданско-патриотического воспитания. Здесь проводятся педагогические советы, семинары, встречи.

Педагогический коллектив школы живет делами музея, вдохновляя на добрые дела каждого ученика.

Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше. Видно, как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.

В заключении нельзя не признать, что работа руководителя музея, педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.


Учетная карточка школьного музея

Программа развития школьного музея боевой славы 338 стрелковой неманской краснознаменной дивизии

Положение о школьном музее

Положение о Совете музея

План работы школьного музея Боевой славы на 2020-2021 учебный год

Должностная инструкция руководителя школьного музея

Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год


   


   


   


Презентация школьного музея боевой славы 338 СНКД